![]() |
Fernando Lemos. Teresa Corista |
Родился фотохудожник в 1926 году в Лиссабоне на улице Руа-ду-Сол-ау-Рату, которая впоследствии и прославила Лемуша как фотографа, став объектом самой первой работы, принесшей Фернанду признание. Фотографии нигде не учился, но, тем не менее, сейчас Фернанду Лемуш – одна из самых ярких страниц в истории португальской культуры.
Кроме фото Лемуш увлекался поэзией, живописью, дизайном и графикой. Разматывая фотопленку своей жизни он вспоминает: «Был студентом, слесарем, столяром, обойщиком, литографом, художником, рекламщиком, преподавателем, ретушером, гайтистом, эмигрантом, ссыльным, директором музея, помощником министра, ученым-исследователем, журналистом, поэтом, членом жюри, экспертом художественных выставок, распорядителем международных мероприятий, оформителем промышленных экспозиций, сценографом, отцом семейства, игроком на бирже. У меня две родины: одна – которая меня сотворила, и другая – которую я помогаю творить. В общем, типичнейший португалец, ищущий где лучше. Тех, кто хотел бы узнать о событиях, в которых я участвовал, о премиях, датах, вехах моей политической активности и т.п., отсылаю к специальной справочной литературе». Подчеркнутая скромность или напротив претензия на значимость? Пожалуй, все же ни то, ни другое.
Фернанду Лемуш из когорты фотографов-сюрреалистов. И о своем фотоопыте он говорит просто и без особых высокохудожественных стилистических оборотов: «…в своем поиске новых ценностей в области обработки фотографических изображений я не придерживался никаких догм, следование которым раньше считалось обязательным теми, кто был склонен каждого художника оценивать исключительно через призму его соответствия «стилю имярек». Люди, которых я снимал, всегда воспринимались мной как равноправные соучастники творческого процесса».
На выставке «В тени света» представлены работы Лемуша, созданные в период с 1949 по 1951 год. Большинство из них выполнены в технике коллажа: «В сороковые годы мы, тогда еще сюрреалисты, … стали проявлять все больший интерес к коллажу – приему наделения изображений на одной основе способностью вбирать в себя другие изображения, выполненные на другой основе, – и, наконец, к технике «сокрытия» … когда, к примеру, уже отпечатанные изображения с
![]() |
Fernando Lemos. Me (Self-Portrait) |
Свой неповторимый особый стиль Лемуш выработал очень быстро, в течение каких-нибудь трех лет. И основное отличие этого стиля в том, что «многослойности» снимков фотограф достигал не во время печати, а еще в период съемки благодаря использованию фотокамеры с ручной перемоткой: «Преднамеренная фиксация двух или большего числа изображений на одном и том же пространстве непроявленной пленки позволяет, благодаря принципу каденциальных преобразований, открывать новые текстуры и световые организации – важнейшие элементы для фотоснимка. При этом случайность почти исключается, так как под контролем фотографа и светочувствительность, и позиция по отношению к визуальному полю, и диафрагма, и прочие параметры. Таким образом, ничто не мешает ему попытаться достичь самой изящной и самой свободной пластичности, какая только возможна с точки зрения технических возможностей фотографического оборудования».
Выставку Фернанду Лемуша можно посетить ежедневно с 12.00 до 20.00. Выходной – последний понедельник месяца.
Новые комментарии
06.11.2016 10:19
небольшая история про Илону
:) :)
06.11.2016 10:12
Помните ли Я-Ночку ?
spasibo
31.10.2016 18:02
Саратовский мост
111
31.10.2016 17:57
Саратовский мост
?? ????? ?? ???? ?? ??? ?...