По воле случая Шафиров занялся фотографией, переехал в Германию, и теперь без его снимков не обходится практически ни один выпуск газеты «Европа Экспресс» и журнала «Вся Европа» Издательского дома «Werner media Group. Его конек» – репортаж, любимая тема – балет, он снимает знаменитых и сильных мира сего. Сбылась давняя мечта: вот уже более 12 лет профессия Аркадия – фоторепортер.
Аркадий… Пользователям сайта о Вас известно немного: Вы талантливый репортажник, на проекте InterFotki.ru – победитель фотомоба «День Победы» и «красного» этапа миниконкурса «Цвета». Сейчас участвуете в конкурсе «Спортфото-2008». Хотелось бы, чтобы Вы приоткрыли завесу тайны и рассказали чуть подробнее о своей жизни…
Сорок шесть лет я прожил в чудесной Одессе. Первая специальность – профессиональный музыкант. В 80-х годах в моем родном городе многие музыканты начали осваивать фоторемесло и уходить в бизнес, считая, что заработки там будут со временем увеличиваться… И я оказался в числе тех, кто сменил профессию. В те годы быть фотографом в Одессе (особенно свадебным!) было престижно: это вызывало уважение и гарантировало «приличную жизнь». Одесская свадьба для фотографа – искусство!
А по-настоящему меня фотография увлекла после собственной свадьбы. Жена работала солисткой балета в Одесском театре оперы и балета, закономерно, что я начал учиться фотографировать именно там. Кто пробовал снимать в театре, хорошо знает, как это сложно. Всю технологию съёмки и обработку плёнки пришлось изобретать самому. Важно в театральной съёмке передать образы, правильные ракурсы найти (тут мне «открыла глаза» жена-балерина). К самообразованию нужно еще добавить, что я посещал фотовыставки и музеи. И довольно скоро заметил, что мои фотографии начали нравиться самим артистам, а это означало явный прогресс. У меня появилась мечта стать
В 1996 году я с семьёй переехал в Германию. И буквально через неделю после приезда позвонил мой отец и сказал: «Открывается русскоязычная газета «Русский Берлин», и ты должен быть у них. Я им объяснил, что если объявят конкурс и на одно место будет 100 фотографов – они выберут моего «мальчика», так как он – лучший!»… Взяв фотоальбом со своими работами, я пошёл на встречу с редактором газеты. Снимки мои понравились, и мечта осуществилась – я стал фоторепортёром. Пять лет работал в «Русском Берлине», а в 2000 году перешёл в Издательский дом Werner media Group, который выпускает газету «Европа Экспресс» и журнал «Вся Европа» (самые крупные русскоязычные издания в Германии).
Сегодня у меня за плечами 12 лет работы фотокорреспондентом. Просматриваю свои снимки, и просто не верится, что столько звезд и столько событий запечатлел: политики, артисты эстрады и кино, спортсмены, фестивали и выставки! Это – фантастика!
На Ваших фотографиях блистают звезды мирового масштаба. Каким образом Вы пробились в «высшую фотолигу»?
Какую первую знаменитость Вы запечатлели, и как это произошло?
Честно – не помню… Но снимал очень много известных людей: Елизавету II и Далай-ламу, Бориса Ельцина, Михаила Горбачёва, Патрисию Каас и Анну Нетребко, «лицедея» Славу Полунина. Из западных киноактеров – Мадонну, Натали Портман, Пенелопу Крус и Дженифер Лопез, Антонио Бандераса и Джека Николсона, Кирка Дугласа, Рассела Кроу… Да много кого еще… Мне посчастливилось делать портреты практически всей спортивной элиты. Это и теннисистки Шарапова и Кузнецова, и шахматисты Карпов с Каспаровым, и гимнастки Кабаева, Бессонова и Чащина, и боксеры Валуев с Кличко. Очень много фотографировал русских артистов эстрады и кино…
Кстати, о портретах: а кому из классиков фотографии Вы бы сами согласились позировать и почему: Анри Картье-Брессону, Хельмуту Ньютону или, предположим, Александру Родченко?
Позировать я бы никому из этих фотографов не хотел. Мне проще самому снимать. А вот Хельмута Ньютона, к слову, я фотографировал на его выставке в Берлине.
Если же говорить о классиках в целом, то нравится мне одна мысль Анри Картье-Брессона: «Аппаратура и режиссура мешают произойти фотографическому чуду, тому самому моменту, когда «птичка вылетает». Любопытное замечание: ВСЁ мешает для успеха «чуда», но, тем не менее, Картье-Брессон стал одним из самых известных и лучших фотографов в мире. И ещё: «Первое впечатление, как правило, оказывается самым верным». Ловлю себя на мысли, что чем меньше обдумываешь и готовишься к съёмке, тем вернее получается результат. Совсем не факт, что при длительной подготовке
За какую фотоработу Вы не взялись бы ни при каких обстоятельствах, даже за очень хороший гонорар? Иными словами, есть ли тема в фотоискусстве, которая Вам не просто не близка, но, в целом, идет в разрез с Вашими принципами, подходом к фотографии?
Работа папарацци – это не для меня. Лезть в чужую жизнь – никогда. Также прыгать с парашютом и при этом вести съёмку (причём включение аппарата – ртом) – тоже не стану. А еще раздражение вызывает, когда просят фотографировать как можно больше, забывая, что у меня фотоаппарат, а не видеокамера. Я вообще в работе люблю точность задания и полное понимание.
А что для Вас значит профессиональная этика в контексте фотографии?
Стараюсь уважать и выполнять общепринятые нормы работы для фотографов: уважать тех, кого фотографирую, и коллег. Этого достаточно, чтобы дружить с этикой.
Судя по комментариям, Вы читаете интервью, которые появляются на сайте проекта. Наверняка есть какие-то моменты, в которых Вы с коллегами не согласны…
Мне понравились работы Дмитрия Зверева и интервью с ним. Но не согласен с позицией Дмитрия насчет театральной съёмки. Никогда не видел у профессиональных фотографов «мыльниц». Снимать в театрах можно любой аппаратурой (нельзя только использовать вспышки). Есть специальные дни для прессы, когда можно провести качественную фотосессию спектакля или концерта. А любопытные театральные фотографии я видел: уже довольно давно была издана книга о знаменитом танцовщике Владимире Малахове – это чудо. Если бы Дмитрий посмотрел это издание, он снял бы не одну шляпу…
Прокомментируйте свое отношение к ужесточению Закона о съемках на улицах Москвы. Какое отношение к фотографам-репортажникам за границей? Какие нужны документы или разрешения, чтобы заниматься там стрит-фото?
Про Москву не знаю, а в Берлине у людей отношение к фоторепортёрам спокойное. Если я сомневаюсь в уместности съемки, то спрашиваю разрешения. Но это бывает редко. Когда использую телеобъектив 70–200 мм, проблем вообще нет. А документ Presseausweis (удостоверение) даёт возможность на многие виды съёмки. Что касается ограничений, то детей без разрешения за границей нельзя фотографировать нигде. И в магазинах обязательно иметь разрешение на съёмку.
Традиционные вопросы: какая из своих работ Вам нравится больше всего, а за какую стыдно?
Назвать одну работу, которая мне нравится, не могу, так как снимаю много всего. Из портретов интересно получилась Мадонна – хитрющая киса… В балетной серии – Владимир Малахов, летящий и зависающий в воздухе. И, конечно, замечательно поймал состояние и эмоции Динары Сафиной (теннис)… А всё, за что стыдно – удаляю сразу, чтобы никто не видел.
Какой фототехникой пользуетесь? И вообще, что для Вас как для репортажника важнее всего в выборе оборудования для того или иного вида съемки?
Я работаю камерой Nikon D 300. Объективы 17–55 мм f/2.8 и 70–200 мм f/2.8, а вспышка Nikon SB-800. Таким набором можно снимать многие репортажи качественно.
Вы победили в нескольких минипроектах конкурса InterFotki.ru. Что для Вас значат эти победы?
Совсем не ожидал побед в миниконкурсах. Для моей работы это ничего не значит. А вот то, что большинство людей голосовали за мои снимки – дорогого стоит. Я совершенно случайно увидел конкурс InterFotki.ru в Сети и решил выставить на сайте проекта свои фотографии, понимая, что у меня художеств нет, но зато есть хороший «урожай» разных репортажных снимков и фото известных личностей, которые будут интересны многим. Мне было любопытно узнать, как участники проекта примут мои работы и какие будут отзывы. Привлекло моё внимание, что большинство участников конкурса – любители. Но есть много потрясающе интересных снимков. И это очень располагает. На проекте коллектив участников подобрался интересный. Я сейчас в конкурсах не принимаю участия, на это есть причины. Но для общения – фотографии на моей странице.
Что пожелаете коллегам по проекту?
Коллегам желаю получать удовольствие от своих работ и быть терпимыми к работам других участников. Ловите удачные моменты, это всегда радость.
Новые комментарии
06.11.2016 10:19
небольшая история про Илону
:) :)
06.11.2016 10:12
Помните ли Я-Ночку ?
spasibo
31.10.2016 18:02
Саратовский мост
111
31.10.2016 17:57
Саратовский мост
?? ????? ?? ???? ?? ??? ?...