В России Сергею интересно снимать волков, лис и белоплечих орланов, в Африке – леопардов. Но главный герой лучших фоторабот Горшкова – камчатский бурый медведь, которого мастер считает своим Учителем.
Сергей, Вы – заядлый фотоохотник. А началось это увлечение с охоты реальной?
Так получилось, что впервые Медведя я увидел через перекрестье оптического прицела. Между охотой и фотоохотой много общего, но теперь я знаю, что сделать удачный снимок животного в тысячу раз сложнее, чем добыть хороший охотничий трофей. В итоге, снимку я радуюсь больше. Насколько же, оказывается, красивее и сложнее поймать и снять любопытное поведение зверя, суметь подобраться к свирепой медведице с медвежатами, застать спаривание или погоню животного за неркой, чем добыть самого медведя! Мне часто приходилось смотреть через объектив в глаза медведю. И после того, как однажды я увидел в них своё отражение, уже никогда не смогу выстрелить в это великолепное животное. Со временем я понял, что лучшее в охоте с фотокамерой то, что инстинкт охотника удовлетворяется без необходимости убивать.
Вы как-то сказали, что до всего доходите в фотоискусстве сами, «методом проб и ошибок». По-вашему, это лучший метод для того, чтобы стать хорошим фотографом?
Если коротко, то да. На самом деле, чем больше фотографируешь и анализируешь свои работы, тем интереснее и качественнее снимки будут получаться: сидя на диване, невозможно овладеть искусством фотографии дикой природы. Нужно брать камеру и идти к животным. Чем больше у меня практики, тем удачливее я.
Вопрос вдогонку: главным своим учителем Вы называете природу. Также Вы говорите, что являетесь учеником
Медведя. А «неглавные» учителя у Вас есть? И если «да», то кто они?
Когда начинал фотографировать, то имел лишь примитивный опыт, но за время многолетнего общения с медведями я много снимал и оттачивал мастерство, поэтому считаю именно этих животных своими учителями.
И еще: из каждой поездки стараюсь привозить фотоальбомы. Я собрал всю коллекцию книг конкурсов ВВС и GDT. Рассматривая лучшие фотографии, я изучаю и анализирую мировой опыт.
А в России пока нет сложившейся школы съемки диких животных. Сейчас мы с группой активистов начали работу над созданием союза, где хотим объединить всех, кто любит снимать дикую природу. Будем проводить мастер-классы, делиться опытом с начинающими. Будем приглашать фотографов с мировыми именами.
Вы много путешествуете и любимым местом съемок называете Камчатку. А до того, как нашли свою «землю обетованную», где больше всего нравилось бывать?
Я очень люблю Африку, 16 раз был в разных ее уголка, но больше всего мне нравится дельта реки Окаванго. Я готов возвращаться туда снова и снова. Дельта, где находится множество фантастически красивых мест, предлагает блестящие возможности для фотографирования дикой природы.
Часто приходится слышать о том, что в Африке уже сняли все, но я с этим не согласен. В нашем жанре невозможны повторения. Даже подражать невозможно. Нужно просто ставить перед собой цель и терпеливо работать. В фотографии диких животных, как, впрочем, и в других жанрах, постоянно поднимается планка. И чтобы быть конкурентоспособным, нужно самосовершенствоваться, устанавливая для себя все новые и новые стандарты. Для этого необходимо просто чаше снимать, фотографировать с наслаждением, много и не откладывая на завтра, а то потом приходится жалеть и кусать локти. Снимая, ошибайтесь, анализируйте – и снова снимайте. А навыки приобретаются во время съемки.
…Еще я люблю Крайний Север: жизнь там буквально кипит, только нужно знать, что и где происходит… Вообще, у меня очень много планов, и я уверен, что их осуществлю, это вопрос времени.
А чем именно Камчатка так привлекательна для Вас как для фотографа?
Я люблю Камчатку – это рай, одно из самых красивых мест в мире. И в то же время – одно из лучших мест для съемки, которая именно здесь приносит огромное удовольствие и самые богатые результаты.
Камчатка – царство контрастов. Вам повезет, если удастся поснимать там хотя бы в один день из десяти.
Из года в год растет число туристов, стремящихся попасть в этот край. Достопримечательности Камчатки – это, в первую очередь, медведи, вулканы, Долина гейзеров, кальдера кратера Узон.
Больше всего я люблю Курильское озеро. Здесь самые красивые пейзажи, самый разнообразный животный мир. Ни один регион не сможет сравниться с ним по красоте и насыщенности жизни. Как сказал Абдулов – «это Божье место». Я исходил Курильское озеро вдоль и поперек. Это самое величественное место на земле. И если проехать всю Россию, то лучше уголка не найти. Часами я могу наблюдать за нерестом лосося и рыбалкой медведя.
Путешествие в мир дикой природы Камчатки настолько интересно и захватывающе, что шесть лет работы над фотоальбомом «Медведь» пролетели, как один день. Счастлив, что мне удалось наблюдать красоту животного мира этого полуострова. Воспоминания от увиденного и пережитого здесь останутся на всю жизнь…
Какие-то особые приемы для съемки диких животных лично у Вас есть? Секреты профессии, так сказать?
Никаких особых приемов нет, работает накопленный с годами опыт. Самое главное – это желание, терпение и еще раз терпение. С наскока фотографии не получишь, нужно провести много времени рядом с дикими животными, только путем наблюдения и изучения можно увидеть и снять интересные моменты из их жизни. Чтобы сделать идеальный снимок, важна подготовка. Обычно она начинается задолго до съемки: в голове рождается идея и она постепенно обрастает, как снежный ком, мыслями, информацией, планами. Но чтобы снять то, что задумал, а не мечтать, лежа на диване, чаще всего приходится собирать оборудование, весящее много килограммов, и отправляться в далекое путешествие.
Я всегда пытаюсь работать над четко выраженной темойили предметом, мне неинтересны отдельные кадры с документальной фиксацией всех животных. Мне важна идея, будь то Камчатка или Африка, и под эту идею я и готовлю съемки. Для раскрытия темы я готов возвращаться в одно и то же место, пока не реализую и не проработаю все до конца. А когда в голове сложилась картина предстоящей съемки, наступает фаза непосредственной подготовки экспедиции. Первоначально собираю информацию из любых источников: книги, Интернет, фильмы о природе, изучаю и анализирую
Многие профессионалы утверждают, что хороший кадр можно снять не только на мыльницу, но даже на сотовый телефон. А Вы как думаете? Какие параметры, по Вашему мнению, должны быть у идеального снимка?
Давайте для ясности сформулируем общие критерии оценки фотографий. Само собой разумеется, фотографии должны быть технически безупречными – хороший свет и цвет, резкость, композиция – это ключевые компоненты качественных снимков. Для себя я определил два важных момента (они строятся на сравнении «лучше-хуже»): новизна и чувства, переживания. Проще – фотография работает или нет: если есть желание смотреть ее снова и снова – значит работает.
Какой техникой Вы пользуетесь и почему предпочитаете именно ее?
Я не буду говорить о том, какой моделью фотоаппарата лучше снимать – об это можно спорить вечно, и каждый останется при своем мнении. Расскажу, какой оптимум я для себя выбрал. Зрителю важен результат, а не то, на что ты снимаешь. Я несколько лет назад остановился на Nikon. Сейчас фотографирую двумя аппаратами Nikon D3 и несколькими объективами – Nikkor 24–70 мм f/2,8, Nikkor 70–200 мм f/2,8, Nikkor 200–400 мм f/4, Nikkor 300 мм f/2,8 и Nikkor 600 мм f/4 – этого для меня достаточно, этим набором оптики я перекрываю все нужные для съемки фокусные расстояния.
Мне нравятся зумы, с их помощью я могу правильно построить кадр и «выбросить» из него лишние детали, а телезумом еще и выделить главное и размыть фон, чтобы он не отвлекал от главного объекта. Качество фотографии напрямую зависит от того, какой оптикой пользуешься.
Снимаю обычно с разных точек. Это позволяет увидеть события более динамично, передав настроение животного и атмосферу места.
Обязательно ли иметь сверхмощный телеобъектив, чтобы делать хорошие снимки диких животных? Это зависит от стиля, идеи и конечной цели: кому-то нравится снимать телевиками, получая крупный план и красивый размытый фон.А кому-то – фотографировать животных в пейзаже, и для этого достаточно среднего зума. Не ошибусь, если скажу, что около половины моих снимков были сделаны с помощью объектива Nikkor 70–200 мм f/2,8, около 30% – с помощью Nikkor 200–400 мм f/4. Обычно я пользуюсь телеобъективами, когда не могу подойти близко или хочу выделить какую-нибудь деталь, в остальных случаях применяю Nikkor 24–70 мм f/2,8. Люблю снимать животных в их естественном окружении – делать
Когда я погружаюсь под воду, то пользуюсь боксом Subal для Nikon.
И все же, диких животных лучше снимать на цифру, она имеет неоспоримые преимущества, а самое главное – это скорость. Иногда приходится просто «расстреливать» дикую фотомодель, а потом выбирать из отснятого самый интересный кадр. Кроме того, режим реального времени ускоряет рост мастерства. Сейчас современные матрицы позволяют делать хорошие отпечатки, но я еще не видел достойных пейзажей, снятых на цифру.
Какую из своих фотографий Вы любите больше всего и почему?
На этот вопрос ответить трудно. У меня нет любимых и нелюбимых фотографий, у каждого снимка своя история и свои эмоциональные переживания, связанные или с наблюдением за животным, или с процессом съёмки. Мне нравятся работы, которые не похожи на другие или, другими словами, люблю новизну.
Ваш сайт в Интернете называется «Ускользающий мир». Почему именно такое название? Что Вы вкладываете в этот слоган?
Мир дикой природы Камчатки доступен лишь немногим, но даже те редкие фотографии, которые мы видим, позволяют составить о нем представление – он огромный, прекрасный, загадочный. Сейчас мне трудно подсчитать, сколько времени я провел там, фотографируя суровую природу этого края. Когда только начинал работать, медведи бродили всюду, белоплечие орланы – гордость Камчатки –
…Однажды снимал на реке, где собиралось несколько десятков медведей (раньше мне не доводилось видеть столько бурых в одном месте). Я мог сидеть на берегу дни напролет и наблюдать за жизнью этих зверей: я не мешал им, а они не мешали мне…
Полный впечатлений, я вернулся через год на то же место, чтобы продолжить съемку. Но мечте не суждено было свершиться. Первый же день ошеломил меня: только старый медведь одиноко сидел на камне – куда делись остальные? Я не верил своим глазам, был в ужасе. Позже от местного населения услышал две версии того, как погибли медведи. По одной – животные не накопили достаточно жира и не пережили суровую зиму, а по другой, более вероятной – их перестреляли охотящиеся за желчью браконьеры, которые в условиях полной анархии и безнаказанности орудовали в районе. Я уезжал с чувством стыда и бессилия перед этим местом, понимая, что медведи больше никогда не соберутся здесь в таком количестве – их теперь просто нет.
С каждым годом у меня росло чувство тревоги: мир, который я снимал, находится в опасности. За последние годы ситуация осложнилась – нет больше того изобилия, что раньше. Я не хочу сказать, что все исчезло, но исчезло многое. Иногда мне кажется, что иду по следам ускользающего мира…
Мне в голову пришла мысль: насколько велики масштабы вреда, который наносит человечество живой природе! Если мы и дальше так будем «хозяйничать», то исчезнут все обитатели Камчатки. А Камчатка без медведей, белоплечих орланов, лосося, лосей и снежных баранов – все равно, что пустыня.
От чего зависит удачный результат съемки в том жанре, которым Вы занимаетесь?
Если вы посмотрите на работы мастеров, снимающих дикую природу, то обратите внимание, что самые запоминающие фотографии сняты с необычных точек, имеют необычный ракурс, на них заметна игра света и цвета.
Я не привязываюсь к стандартам, пытаюсь взглянуть на мир под необычным углом. Для этого нужно пользоваться объективами с разными фокусными расстояниями и снимать с разных точек. Невозможно предсказать точно, где будет происходить действие и что дикое животное может сделать, обстановка, в которой приходиться снимать, заставляет на ходу придумывать сцены, правила диктует только природа. Кроме того, в процессе съёмки необходимо учитывать условия окружающей среды: погоду, освещённость, ландшафт, присутствие растительности. Только соблюдая все эти условия, можно добиться успеха. Впрочем, иногда хорошие кадры мне удавалось сделать чисто случайно, оказавшись с камерой там, где нужно и когда нужно.
Но иногда история снимка намного интереснее, чем сам снимок, и заслуживает особого внимания. Вы думаете, что медведи сидят и ждут на красивой полянке, когда я приду и сниму их? Это далеко не так! Чтобы сделать хороший снимок, нужно знать медведя и находиться рядом с ним, и стараться быть частью дикой природы. Большинство событий из их жизни происходит в труднодоступных уголках. И поэтому я забираюсь в самую глушь, живу рядом со зверями, ночую рядом с ними в палатке, часто подвергая себя опасности, борясь с непогодой, а иногда и с самим собой.
Фотографам-натуралистам постоянно приходится быть свидетелями интересных событий, происходящих в дикой природе, которые обычно скрыты от простого человеческого глаза, и главное – успеть снять эти моменты, которые длятся секунды. Научиться ловить то единственное мгновение, отделяющее обычную «фотку» от шедевра – вот задача фотографа. Быстрая реакция, интуиция, знание поведения животного, умение предвидеть, что может произойти через секунду, и отличное владение техникой – пять помощников, которые делают самые интересные моменты.
Назовите самого успешного, на Ваш взгляд, современного фотографа-натуралиста?
Если брать в целом по миру, то желающих снимать дикую природу огромное количество, а реально снимающих, чьи работы заслуживают внимание – единицы. И из них можно по пальцам пересчитать тех, чьи фотографии мне нравятся: Thomas Mangelsen,Paul Nicklen (Canada), Norbert Rosing (Germany), Michael Poliza (Africa), Nick Brandt (Africa).
Если брать Россию, то здесь этот жанр только зарождается, у нас нет культуры и этики съемки, рынка фотографий, площадок общения, информационное поле отсутствует, фотографы, как слепые котята, пытаются изобрести велосипед. Но мне очень нравятся русские фотографы: у нас свой необычный взгляд и свое видение, огромное желание снимать. Например, конкурс «Золотая Черепаха» выявляет все новые и новые таланты. И самое главное – в нем начали участвовать даже дети.
Я общаюсь со многими коллегами, у нас дружеские отношения, мы пытаемся строить совместные планы. Из своего опыта скажу, что к российским фотографам большой интерес. Нам нужно
У Вас бывали случаи, когда зверь нападал на Вас? Как фотограф должен себя вести в подобных ситуациях?
Скажу одно: если медведь захочет вас съесть, то он обязательно это сделает: даже самый сильный человек не способен справиться с самым слабым медведем.
Съемка медведей – занятие очень опасное. Я фотографировал их с такого расстояния, как если бы дело происходило в зоопарке. Первое время думал, что знаю о них все и мне нечего бояться, сейчас начал понимать, что же я делал и какой опасности подвергался! Поведение этих животных разительно отличается от поведения львов или леопардов. Предсказать его невозможно. Переход из одного настроения в другое происходит у медведя мгновенно, поэтому во время съемки нужно помнить о своей безопасности. Как человек, который неоднократно сталкивался лицом к лицу со многими хищными животными, я не рекомендую снимать медведей без специальной подготовки и страховки. Помните – у зверей свои законы. Но их объединяет один универсальный: чтобы выжить, нужно убить и съесть. И медведи здесь не исключение.
Смерть в результате несчастного случая на дороге вероятнее, чем трагическая гибель от клыков медведя. Но за последние десять лет при съемках этого животного в дикой природе погибло больше фотографов, чем при съемках тигров, леопардов, львов и акул вместе взятых. Поэтому кроме аппаратуры я беру с собой охранника с оружием, мой лагерь окружен электрозабором, ношу с собой специальный перцовый спрей, которым можно отпугнуть. Слава богу, мы всегда расходились, и ни один зверь не пострадал из-за меня. И еще: чтобы обезопасить себя, не нарушайте личное пространство медведя или другого хищника.
Основное, чем должен обладать фотограф-натуралист, это – …
…терпение и этика поведения в условиях дикой природы.
Вы публиковались во многих известных журналах: «NationalGeographic», «Сафари», «GEO», «Вокруг света», «Фотомагазин». Насколько для Вас как для фотографа важно общественное признание, само наличие публикаций?
Я делаю это не ради денег и не ради славы, а для того лишь, чтобы люди могли увидеть то, что не могут видеть в повседневной жизни. Я просто люблю фотографировать и получаю от общения с природой огромное удовольствие.
А в выставках Вы принимали участие?
На Камчатке у меня уже несколько лет проходят персональные выставки. Было несколько проектов в рамках различных конкурсов. В октябре будет выставка и мастер-класс в Германии на европейском фестивале фотографов дикой природы GDT.
Вспомните какую-нибудь любопытную историю, связанную со съемками?
Это был первый медведь, который преследовал меня и пытался атаковать. Я встретил его весенним утром – он спал в густом стланике, и снимать было невозможно. Поднялось солнце, и я решил оставить зверя, чтобы вернуться к нему вечером, когда свет будет более мягким. Он не обращал на меня ни малейшего внимания, и я стал медленно удаляться.
Можете сходу назвать снимок, за который Вам стыдно?
Обычно такие попадают в корзину еще на стадии первичного отбора.
Наверняка у Вас, как у человека увлеченного, есть мечта снять какой-либо определенный кадр. Поделитесь секретом, какой?
В голове постоянно рождаются идеи и мысли. Но рассказать хочу не о задумке, а о снимке, который сделал однажды – раньше такого не делал никто ни в России, ни в мире. Фотографируя медведей на протяжении многих лет, я очень внимательно слежу за тем, кто и как снимает этих зверей. И вот я мысленно нарисовал в своем воображении кадр и начал двигаться по намеченному пути. Больше года строил планы, понимал, что это будет очень сложно и, самое главное – очень опасно. На воплощение мечты потратил около месяца, проводя в ледяной воде по четыре-пять часов ежедневно. Во время съемок столкнулся с большими проблемами: чтобы снять медведя частично под водой, а частично над водой, нужно использовать широкоугольный объектив и съемку вести с расстояния вытянутой руки или, точнее, вытянутой медвежьей лапы. Медведи, которых я снимал все эти годы, до момента погружения позировали мне, я не нарушал их личное пространство, а они – мое. Но как только я оказывался под водой и становился меньше, звери, независимо от размера, возраста и времени нашего знакомства, сразу воспринимали меня как добычу и начинали охотиться. Жизнь от смерти отделяет тонкая черта, первый раз может оказаться и последним. Но азарт просто опьяняет! И я рискнул. Можно приблизиться к медведю на расстояние собственного носа и думать только об одном: снимай, а то упустишь момент!
Как пришла в голову идея сделать целый фотоальбом о Вашем любимце – камчатском буром? И будут ли еще выходить Ваши книги?
Идея пришла после первой поездки на Камчатку, когда я увидел медведя. Вдохновленный, решил сделать книгу об этом
Не без некоторой тревоги я начал снимать на Курильском озере. Просмотр первых же фотографий развеял все мои опасения. Я понял: Дух Медведя схвачен, останавливаться было нельзя.
За время пятилетней работы над фотоальбомом я побывал во многих удаленных уголках Камчатки, провел более 500 часов в самолете, пролетев 400 000 км. А время в вертолете и в ожидании летной погоды мне сложно посчитать – это измеряется даже не часами и не днями. Но сейчас знаю, что тема для меня исчерпана, и нужно срываться с насиженного места и искать новую идею, которой я мог бы загореться. Я понял, что дикий мир моего любимого полуострова гораздо шире и разнообразнее, и решил сделать второй фотоальбом о животных Камчатки. Ждите, скоро!
Что бы Вы могли пожелать начинающим фотолюбителям, которые снимают дикую природу?
Фотография дикойприроды – это искусство терпения. Крайне редко фотографии животных удаются случайно: за хорошей картинкой обычно стоит кропотливая работа.
Новые комментарии
06.11.2016 10:19
небольшая история про Илону
:) :)
06.11.2016 10:12
Помните ли Я-Ночку ?
spasibo
31.10.2016 18:02
Саратовский мост
111
31.10.2016 17:57
Саратовский мост
?? ????? ?? ???? ?? ??? ?...