interfotki.ru
Логин: Пароль:
Регистрация Запомнить

Конкурсы

архив конкурсов


Всего в системе: 0 | Конкурсантов: 23591 | Работ: 104461 | Комментариев: 1094717
Конкурс фотографии. 7 номинаций! По три победителя в каждой! Авторы, занявшие призовые места,
получат ценные призы! Также, регулярно проводятся тематические мини-конкурсы.
Интервью

25.12.2007

«Конкурсы нужны, чтобы понять, как работать дальше» – интервью с участником проекта Interfotki.ru Василием Чешеновым

Разные люди бывают на свете – кузнецы, повара, профессора, учителя… А он – фотограф. Хотя еще и журналист, и писатель. Сейчас его работы (особенно, в жанре «натюрморт») известны как на бывшей родине, в России, так и в Германии, где фотохудожник живет в данный момент, и по всей Европе. Часть снимков принадлежит ныне частным коллекционерам Швейцарии, Югославии, Белоруссии, некоторые фотографии были куплены для известных галерей.

 

Родился Василий Чешенов в Казахстане, в небольшом городке Джамбул. И как только научился писать, сразу же стал сочинять какие-то истории и иллюстрировать их. Со временем увлечение переросло в профессию, где слово и фото всегда были рядом – Чешенов все свои печатные материалы дополнял фотоработами.  

 

Сегодня Василий – один из участников конкурса Interfotki.ru. И совсем не важно, что он уже реализовался как фотограф. Участие в конкурсе, по мнению Чешенова, – лучшая реклама для творческого человека.

 

Василий, по образованию Вы – журналист, также Ваши рассказы можно прочесть в Интернете. Профессионально фотографией занимаетесь около пяти лет. А как вообще в Вашей жизни появилось увлечение фото? И как оно переросло в профессию?

 

О профессии журналиста мне пришлось вспомнить, когда приехал в Германию. Как раз вышел первый номер русскоязычной газеты «Диалог» и мне предложили место редактора в литературном отделе. Издание очень быстро становилось популярным в стране и соседних государствах, рекламодатели, за счет которых и существовала газета, стояли в очередь со своими деньгами. Литературная часть сокращалась и в результате, когда подготовленный мною материал в очередной раз был отложен, я начал думать, что делать дальше. А поскольку очерки и репортажи я иллюстрировал собственными снимками, решил заняться более профессионально фотографией. Стал читать литературу, ходить на многочисленные выставки, общаться с фотографами. И если честно, совсем не ожидал, что это меня так серьезно затянет.

 

А можете сказать однозначно, в какой из областей искусства чувствуете себя более свободно? Иными словами: чем Вам удается «писать» лучше – словом или светом (ведь фотография – это светопись)?

 

Литература и фотография – совершенно разные ипостаси. Для меня на сегодняшний день визуальное искусство более приемлемо, потому что оно учит видеть в окружающей тебя среде красоту, гармонию или отсутствие всего этого. Литература заставляет копаться в своей душе, вживаться в души других. Бывало, жена грозилась вызвать для меня психушку, видя как я рыдаю над своими рукописями… Литература – это более резонансное искусство, чем фотография: чтобы вызвать какое-то чувство у читателя, нужно его самому прочувствовать. В фотографии совсем другой принцип – остановить мгновенье, потому что оно прекрасно. А фотохудожники идут дальше – они это мгновенье создают, рисуя светом…

 

Первый в жизни снимок помните?

 

Снимок первый совсем не помню. Но фотоаппарат помню – «Зенит TTL», который принес домой отец. А серьезное отношение к фотографии появилось только с рождением первого сына, хотя в школе журналистики, которую я окончил вместе со средней школой, нам преподавали курс о роли фоторепортера в создании газеты. Это было хорошее время – мы с женой, нащелкав пленку, проявляли её, а потом вдвоем печатали карточки, закрывшись в темной ванной комнате, и рассылали их всей своей многочисленной родне. Замечательный был период. И снимки были хорошими.

 

*Как много вариантов фотографий Вы делаете, прежде чем найти ту, единственную?

 

Это зависит от жанра, в котором работаешь. В натюрмортах я применяю, как правило, световую кисть, тут вариантов получается очень много и, порою, очень трудно выбирать – кадры часто получаются из-за световых акцентов совершенно разные.

 

Ваши фотоработы сейчас очень популярны. А как Вы этого добились? Случай помог или Вы целенаправленно занимались продвижением своих фотографий? И что для Вас является лучшим доказательством признания (ведь любому творческому человеку важно признание публики): то, что Ваши работы находятся в частных коллекциях по всей Европе, то, что многочисленные поклонники выражают Вам свое восхищение в Интернете, или главное для Вас не признание, а осознание того, что занимаетесь любимым делом, своим делом?

 

Говорят, случайностей в жизни нет, хотя у меня они бывали довольно часто. Участие в конкурсах, безусловно, помогает «выбиться в люди». Выставки – тоже продвижение и реклама твоего имени. Ну а главное – сами работы. Если они хороши, то при помощи Интернета информация о тебе разлетается очень быстро. Честно, я как-то над этой темой и не думал, в конкурсах на фотосайтах участвую редко, и ресурсы Интернета использую в основном для систематизации своих работ и для показа людям, галереям, которые хотят что-то приобрести. Что главное – трудно сказать. Радует то, что занимаешься любимым делом. И это кому-то нравится настолько, что человек готов отдать свои деньги. Это, наверное, и есть тот кусочек счастья, который хотел бы иметь каждый человек.

 

А признание – состояние весьма хрупкое, относительное и очень хлопотное, да к тому же ко многому обязывающее. Андрон Кончаловский в одной из своих книжек написал, что «признание дает творческую свободу». Это так и в то же время нет – неудачи ощущаются острее.

 

*Большинство людей считает, что фотографировать может каждый, у кого в руках есть фотоаппарат. Откуда же берутся люди, которые покупают фотографии? Не могли бы Вы приблизительно нарисовать портрет потенциального клиента фотографа?

 

Потенциальный клиент – тот, кто понимает, что он видит на снимке. Чем больше людей будут пытаться фотографировать, тем больше будет людей, понимающих это искусство, умеющих правильно его оценить. Это замечательно.

 

Плюс к тому, все же фотография, оставаясь дешевым художественным произведением, может являться и очень сильным по эмоциональности продуктом, который украсит жизненную среду.

 

*Может быть, у Вас есть история про Вашего первого покупателя?

 

На первые деньги, которые заработал, я купил цифровую камеру. Это была свадебная съемка, и я сначала долго отказывался – в тот период я увлекался портретами, а они далеко не всем нравились. Но немецкий художник, который попросил о съемке, сказал – я знаю твой стиль и хочу, чтобы ты это снимал. Потому я был раскован и делал так, как считал нужным. Свадьбу праздновали три дня, в последний день все кадры распечатали и вложили в флип-альбомы. Получилось очень много снимков. Когда смотрели, в зале стоял хохот, а потом друзья художника подходили ко мне и хвалили. До сих пор считаю эту съемку одной из лучших своих работ.

 

*Искусство и коммерция – не мешают ли они друг другу?

 

Мне мешает – очень жалко тратить время на коммерцию.

 

Вы работали в разных жанрах. И, судя по Вашим словам, каждый из них в определенный период жизни становился для Вас главным. Сейчас это натюрморт. Что привлекает в данном жанре больше всего?

 

Жанр определяется возможностями и ситуационными необходимостями и идеями, которые рождаются во время каких-то проектов. И вся моя жизнь становится подчинена этой очередной работе.

 

Ну а натюрморт – это и случайность, и стечение обстоятельств. Один из моих друзей, Эдуард Петер, сделал сайт, посвященный только натюрмортам – Fotostil.de – и объявил там конкурс. Вначале как-то все шло очень вяло, вот я и решил ему помочь: сделал несколько натюрмортов для этого конкурса. С той поры заболел этим жанром. Мне кажется, тема натюрморта неисчерпаема как в техническом решении, так и в эмоциональной силе.

 

*Репортаж… Увидеть интересную сценку – это одно, а хорошо и вовремя снять – совсем другое! Вы могли бы поделиться секретами о том, как фотографировать «не моделей», не ставя их и себя в неловкое положение?

 

Секретов тут нет никаких, всё зависит от ситуации, от такта снимающего и его облика. Но проблемы в этом жанре действительно есть, и каждый их решает в меру своих возможностей. И способностей.

 

*Портреты, репортажи, жанровые фотографии появляются, потому что фотограф их увидел и захотел показать другим. А откуда берутся натюрморты?

 

Да, увидел и показал. Только можно ещё добавить относительно такого жанра, как натюрморт – создал и показал. Создать натюрморт очень трудно и очень легко. Чтобы это понять и оценить, нужно самому попробовать это сделать.

 

Что сложнее всего дается при съемке натюрмортов?

 

В каждой съемке свои сложности, это зависит от задач. Иногда бывает сложно сохранить элементы съемок, чтобы кто-то из домашних не съел их (в прямом и переносном смысле слова), пока ты в раздумьях или готовишь площадку.

 

*Если фотография не удалась, вы пытаетесь ее переснять, отредактировать в программе Photoshop или просто выбрасываете?

 

Раньше что-то менял, убирал, добавлял вPhotoshop. Сейчас стараюсь изначально делать кадр максимально таким, как он задумывался.

 

Я не противник Photoshop, просто у меня сложилось такое ощущение, что картина теряет что-то, когда её начинают править. Это, конечно же, субъективное мнение.

 

Какую из своих фоторабот Вы считаете лучшей? Расскажите об истории создания этого снимка.

 

В принципе, такого снимка нет. Выставки приучили работать сериями. А серии – это как дети, они разные и все дороги. И историй я могу рассказать о каждой много. Например, о том, как снималась уличная серия – как за мной гонялась сумасшедшая бабушка, а в цветочной серии – как мне приходилось добывать цветочки и вазы для съемок, дежурить у морозилки, чтобы кто-нибудь не потревожил процесс.

 

На какую камеру Вы сейчас снимаете?

 

В основном снимаю на Canon 300D. На тот период, когда я его покупал, это была хорошая новинка. Я знаю её возможности и работаю в рамках этих возможностей.

 

Вы упомянули, что начинали с пленочного аппарата, позже перешли на цифровой. По Вашему мнению, есть ли рациональное зерно в споре между адептами «пленки» и приверженцами «цифры»?

 

Пленка или цифра – вопрос совершенно глупый, но, наверное, неизбежный на каком-то этапе. Ведь уже не спорят о том, как лучше ездить по дорогам – на лошадиной тяге или машинной? И я не слышал споров о том, на каком пианино лучше играть – на электронном или классическом. Пленка или цифра – вопрос из той же категории. К пленке я хочу обязательно вернуться, но для этого нужно найти тему.

 

Есть ли снимок, который Вы давно мечтаете сделать, но пока это не удалось?

 

Это, опять же, не снимок, а серия. Есть у меня несколько литературных вещей – «Бабье лето», «Последний шаг», «Записки душевного инвалида», которые я хотел бы проиллюстрировать сам и издать отдельной книжкой. Ищу людей, с которыми можно было бы поработать в этом плане. В Германии таких не могу найти, потому планирую осуществить задумку в России. Думаю, в ближайшее время займусь этим вплотную.

 

«Сыграть» то, что я хочу показать, невозможно. Нужно отыскать таких же «раненых» людей, о которых я рассказываю, суметь найти общий язык с ними и потом только снимать. Работа долгая, но уверен, этим стоит заниматься.

 

А существует снимок, за который Вам стыдно?

 

Стыдно... Нет, такого не припомню. Неловко – да. У нас был друг – Петр Нойланд, очень хороший фотограф, член бывшего союза фотографов Латвии. Я всегда хожу с фотоаппаратом и когда приходил к нему, уже умирающему, он, зная мою страсть к фотографированию, говорил мне: «Ты снимай меня, снимай!» Я снимал, торопясь, потому кадры получались немножко размытыми и эмоционально очень сильными – с той поры я их, правда, ни разу не смотрел, хотя прошло уже три года.

 

Вы сделали целую серию натюрмортов по мотивам картин Ван Гога. Этот художник – один из тех, чьи полотна Вас вдохновляют или самый любимый живописец? Чем он Вам близок? А может, есть задумки по поводу того, чтобы «переосмыслить» в фотографиях творчество еще какого-нибудь художника? Например, Екатерина Рождественская снимает актеров в «ролях» персонажей известных полотен…

 

Пару лет назад я, чтобы оживить работу сайта Fotostil.de, предложил объявить конкурс на тему фотокопий классиков, у которых есть натюрморты. Обсудив это, решили отказаться – бюджет этих работ высок, да и аксессуары того времени не всем под силу найти. Однако я от этой идеи не отказался и как-то подспудно к ней готовился. А когда приступил к процессу, в полной мере понял насколько это трудно. Но польза была несомненна – мои работы стали заметно лучше, насыщеннее цветом и предметами, я стал увереннее работать со световой кистью.

 

Я не все понимаю в живописи Ван Гога, но его жизнь в искусстве – это ярчайший пример того, что такое служение искусству, жизнь в искусстве. Его судьба мне очень близка, и, как бы странно ни звучало, это мне помогает быть самим собой.

 

А с проектом Екатерины Рождественской я знаком давно. Он мне очень нравится. Скорее всего, и её работы заложили во мне идею сделать что-то подобное, но в другом жанре.

 

*Почти каждый творческий человек понимает, что такое творческий кризис. Есть ли у Вас рецепт от этой болезни?

 

Регулярно и довольно часто! Но бороться с этим уже научился – у меня хорошие друзья – тоже фотохудожники, мы устраиваем выставки сами и ходим на выставки других фотографов, я читаю литературу по искусству, благодаря чему понимаю, что и кризис можно превратить в позитивный творческий процесс. Короче говоря, нужно создавать себе среду, в которой было бы работать комфортно и результативно.

 

Назовите, пожалуйста, людей, которых Вы считаете учителями в фотоделе.

 

Живет в Германии такой замечательный фотограф – Николай Никель. Его я считаю своим Учителем. Именно с большой буквы. Этот человек, имея свою фотостудию и многочисленную клиентуру, ещё и воспитывает учеников. И если я добился какого-то успеха в фотографическом искусстве, то только благодаря ему.

 

Расскажите о своих персональных выставках? В ближайшее время планируется подобное мероприятие? Если «да», то где и когда оно будет проходить?

 

В прошлом году у меня было три выставки. Вообще, могу посоветовать всем, кто работает с фотоаппаратом или красками, обязательно устраивать выставки своих работ. Полезность этих мероприятий для творческого процесса, как для любителей, так и для профессионалов, занимающихся коммерческой фотографией, огромна.

 

Первую выставку я устроил в подъезде своего дома. Соседям она очень понравилась, а я имел возможность взглянуть на то, что сделал, со стороны и не на компьютере, на стене.

 

На предстоящий год я ещё ничего не запланировал, но в Германии в галерее «Баумгартен» сейчас решается вопрос об экспозиции моих работ и это будет для меня весьма знаменательным событием.

 

Сейчас Вы живете в Германии. В этой стране, по-вашему, проще или сложнее заниматься искусством? В частности, что касается оборудования, каких-то технических моментов?

 

Я давно не живу в России и потому не знаю проще или сложнее. Мне кажется, должны быть свои нюансы, но проблемы все же одни и те же. То есть все зависит от бюджета и твоего душевного состояния.

 

Вы участвуете в конкурсе InterFotki.ru. А до этого были и другие конкурсы. Что Вам дают подобные проекты? Назовите основную причину, которая заставляет Вас участвовать в конкурсах.

 

Конкурсы очень нужны для творческих людей. Хотя бы для того, чтобы определить свою точку в этой системе координат на данный момент и понять, как работать дальше. И ещё одна немаловажная деталь, как сказал, кажется, Максимишин: «Фотограф, как породистая собака – чем больше медалек, тем дороже щенки». Что тут можно ещё добавить?

 

Сам же проект InterFotki.ru, мне кажется, будет иметь большой успех. Во-первых, впечатляют размеры приза, во-вторых, чувствуется, что группа людей, которые этим занимаются, делают это с большим желанием и ищут свои пути в продвижении продукта.

 

*Вы наверняка следите за работами других фотографов, конкурсами, выставками. По каким критериям Вы оцениваете фотоработы?

 

Когда-то с друзьями мы выработали единственный критерий – хотелось бы тебе видеть эту работу выставленной в своей галерее, если бы таковая у тебя была?

 

А какую престижную премию Вам хотелось бы получить за свои фотоработы?

 

Все, которые есть!!! (я нескромный, мне это часто говорят!)

 

*Как Вы считаете, конкурсы могут быть справедливыми?

 

Сложный вопрос. Я не знаю на него ответа. Просто я стараюсь играть по правилам, которые есть в каждом конкурсе и которые вправе устанавливать те, кто его объявляет.

 

Что Вы могли бы пожелать своим соперникам?

 

Я совсем не воспринимаю людей, которые в участвуют в конкурсе, как соперников. Скорее, как коллег по цеху, а конкурс – как площадку, где мы смотрим, кто как работает в тех или иных жанрах, оцениваем уровень этих работ и тенденции.

 

А пожелать хочу, чтобы выводы, которые мы делаем в результате подобных оценок, были конструктивными, помогали подниматься по ступенькам постижения языка искусства…

 

 

Благодарим за помощь в составлении вопросов для интервью Лидию Рис (ее вопросы отмечены в тексте знаком *). Работы этого автора Вы можете посмотреть здесь: www.interfotki.ru/user/info/111908/works

Комментарии

[--] Павел Катрич 01.02.2008 все фотографии: 129 0

Чешенов! Зачем Вы удалили свои натюрморты???!!!!!!!!!!!! Я понимаю, что на fotostil.de Ваших работ есть много... Но не все из участников конкурса туда заходят, а значит и искусство натюрморта для этих "не всех" остается за бортом....

[--] В. Чешенов (Cesenov) 01.02.2008 все фотографии: нет 0

по настроению - я не борец за место под солнцем))

[--] Геннадий Ветров 05.02.2008 все фотографии: нет 0

ну и напрасно...

[--] В. Чешенов (Cesenov) 05.02.2008 все фотографии: нет 0

возможно, но нам не дано знать то, где мы найдем и где потеряем...

[--] Геннадий Ветров 08.02.2008 все фотографии: нет 0

вот и я о том же.

[--] Аlena Matveeva 08.02.2008 все фотографии: 3 0

Так он же пытался выставить некоторые свои фото снова, но их удалили!!!(((

[--] В. Чешенов (Cesenov) 08.02.2008 все фотографии: нет 0

всё нормально, без паники!!

[--] Геннадий Ветров 08.02.2008 все фотографии: нет 0

Вы про девочку и маму?
Да, я удалил.
по правилам конкурса, ни одна из сторон не должа быть меньше 600 точек по большей стороне.

[--] Геннадий Ветров 08.02.2008 все фотографии: нет 0

вы же добавляли ее и она была больше.
Несоответствие правилам - единственная причина удаления работ.

[--] В. Чешенов (Cesenov) 08.02.2008 все фотографии: нет 0

тогда можно вопрос?
как может фотография, имеющая 700 пикселей по длинной стороне , вруг уменьшиться на сто пикселей?? Тем более, что ЭТА (!) фотография висела больше месяца на сайте?
И с этим плюс четыре снимка, если ещё учесть, что я никогда меньше 700 пикселей их не делаю для сети. И больше тоже (иногда 750)
я соглашусь, что один или два снимка могли не подходить к какому либо жанру, но вы раньше исключали его из маленького конкурса, но сейчас просто удалилили все)))))
Хотя, в принципе, я с вами согласен - я был не прав, выставляя свои работы.

[--] Геннадий Ветров 08.02.2008 все фотографии: нет 0

Стоп.
1. работа - девочка и мама первый раз была больше! Второй раз же она не походила по размера.
Не исключаю, что такая же проблема была и с другими работами (но не могу говорить точно, поскольку уже не помню.)
Ради эксперимента, можете добавить еще раз.
2. Мне не совсем ясна причина, по которой вы удалили с конкурса свои первые работы, а их было много!
Тем более, что одна из низ была явным лидером конкурса "Натюрморт", который на днях завершился.

3. Вы обвиняете нас в том, что мы удаляем ваши работы.
Зачем нам это делать, если работы выполнены на высоком профессиональном уровне? А так оно и есть! Мы даже взяли у вас интервью (см. текст выше)...

Мы не ведем подковерных игр и заинтересованы в присутствии профессионалов на сайте. И вы являетесь представителем нашей ЦА.
Так что предлагаю объявить мир с неначавшейся войне и не обвинять друг друга во всех тяжких.

[--] Аlena Matveeva 08.02.2008 все фотографии: 3 0

Похоже, что в нескольких наминациях талантливые авторы скоро "отдохнут"
после некоторых безобразных работ, выбившихся в абсолютные лидеры
http://www.interfotki.ru/work/show/15966/
http://www.interfotki.ru/work/show/13400/
Номинацию Портрет я пока сдерживаю еще с помощью своих СМС-ок авторам, но, понятно, что мне долго не продержаться!;-)))

[--] В. Чешенов (Cesenov) 08.02.2008 все фотографии: нет 0

я никому не обьявлял войну!!!!!!!!!!!
и всячески гасил по возможностика кие-либо её начинания. Я предпочитаю тихо уйти - у меня нет ни сил, ни времени что-либо доказывать и переубеждать.
В том, что вот так все вышло, виню только себя.))

[--] Геннадий Ветров 08.02.2008 все фотографии: нет 0

Василий, я думаю, что все это простое недоразумение.

[--] Аlena Matveeva 08.02.2008 все фотографии: 3 0

Так что вряд ли Чешенов и другие талантливые авторы вскорости захотят посещать ваш сайт!(((
Меня конечно можно игнорировать, кто я такая, но многие авторы, как я знаю, уже сидят на "чемоданах" и уже готовы уйти отсюда!

[--] Геннадий Ветров 08.02.2008 все фотографии: нет 0

Лично Вам дверь открыть? или сами справитесь?

[--] 09.02.2008 все фотографии: нет 0

Последняя фраза говорит и об уровне интеллекта и о воспитании месье ветрова (с маленькой буквы в знак неуважения к этому субъекту) Мне кажется не имеет смысл связываться с сайтом который модерирует это млекопитающее с ветренной фамилией. С удовольствиет ухожу от сюда.....
Эй, человек, открой дверь даме :)

[--] Владислав Олейников 18.02.2008 все фотографии: 3 0

весело тут у вас.... :(

[--] Арли Осина 17.09.2008 все фотографии: 11 0

Очень интересное и познавательное интервью, спасибо!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Позвонить модератору

Rambler's Top100

© InterFotki.ru, 2007-2009. Все права защищены.
Дизайн сайта разработан - 226prod

О проекте    Реклама на сайте    Контакты