Минилаборатория Noritsu 3201
Давайте поговорим о фотолабораториях. Точнее, о той полуправде, недоговоренности или прямой лжи, которую вы можете там услышать, и о том, как можете повестись на «профессионализм» сотрудников. Причем оговорюсь сразу: если сотрудник действительно профи, он сможет объяснить любую свою или чужую ошибку даже опытному фотографу. И никто такого специалиста не сможет уличить во лжи. Но подобных профи: а) мало, б) обычно они не врут.
Краткая фотоистория России. Не в лицах
Когда-то в далекие времена был изобретен фотоаппарат. Потом – пленка, ну и, следовательно, фотопечать… А не так давно процесс производства любительских фотоснимков был поставлен на промышленные рельсы. И тут начался бум, когда практически каждый получил возможность купить мыльницу. Появились и печатные машины: цены на них были дикие, на качество никто не смотрел, технологиями не владел. В так называемых фотоларьках уменьшали стандартные размеры фотографий (возьмите десяток старых снимков, сделанных в разных пунктах печати, и сравните – разница в размерах может доходить до 1 см). Химию «бодяжили» на глаз (составлять растворы в правильных пропорциях – не для русских) – фотографии, полученные путем таких «творческих экспериментов», через 5 лет меняли цвет и выглядели, мягко говоря, много хуже, чем в момент, когда вы получали заказ. А когда вы имели смелость выразить недовольство, от вас либо просто отмахивались, либо грубо рекомендовали идти... ну, сами можете представить, в какие дали… Ведь главное для рентабельности предприятия – количество, а не качество.
И вот тогда появилось новое веяние! И название ему ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФОТОЛАБОРАТОРИЯ! Лет шесть назад в Москве подобных «элитных мест» насчитывалось всего семь. Цены там были на порядок, нет, на несколько порядков выше, чем в ларьках. Но, о чудо! – фотографы увидели свои произведения в истинном цвете, да и отношение к заказчикам со стороны операторов печати и владельцев в подобных заведениях было иным: почти каждого клиента знали в лицо, к нему прислушивались, его мнения и желания учитывались. Теперь, если заказчику не нравился цвет, он мог записаться, скажем так, на прием к «его величеству оператору фотопечати». И уже этот маг и волшебник решал все проблемы и воплощал в жизнь мечты. Тут же открылись «клубы по интересам»: фотографы выбирали мастера, к которому – и только к нему! – всегда ходили. Иногда даже просто поговорить, потому как, если вкусы и видение фотографии совпадали – контроль печати практически не требовался.
Разница в подходе к процессу в обычных и профессиональных лабораториях объяснялась просто. Если в первом случае фотооператор за 12 часов мог отпечатать 6–12 тысяч снимков, то во втором за это же время делалось не более 3 тысяч фотографий, так как корректировалось особо каждое изображение, а не все скопом путем нажатия на большую черную кнопку «START» («стартовали» и «отбивали» сразу всю пленку с одними усредненными параметрами и цветовыми установками. А что делать? Зарабатывать-то как-то надо было!).
И пришла цифра, и начался новый век
Некоторые в прошлом солидные заведения сейчас опустились до любительского уровня (однако, по старинке еще называют себя профи), но есть несколько мест в столице, где по-прежнему исповедуют принципы профессиональной фотолаборатории. Увы, даже там случаются проколы, хотя они редки и в большинстве – оправданы. В любом случае, знать, где ошибки специалистов, исполнявших заказ, а где ваши – необходимо.
Итак…
Начнем с азбучных истин. Взяв в руки цифровой фотоаппарат, вы должны понимать, что в большинстве случаев, если не сделать предобработку снимков на компьютере, хороших фотографий не получить. И тут возникает несколько вопросов: какой формат выбрать для печати и как получить в печатном варианте ту картинку, которая бы вас устроила?
Если у вас обычный недорогой монитор (дешевле 16 000 рублей), не приспособленный к цветокоррекции, то программными средствами откалибровать его будет просто невозможно. (А нужна калибровка для того, чтобы вы видели у себя на мониторе такие же изображения, как и оператор, который будет печатать ваши снимки). В некоторых фотолабораториях есть специальные профили для графического редактора, опытный человек может использовать их на своем компьютере. И вот вам первая и очень важная загвоздка: расхождение между использованным вами профилем и калибровкой печатной машины в лаборатории.
Калибровка машины перед началом смены
В аппаратах от разных производителей процесс калибровки экрана и самой бумаги достаточно сильно отличаются. В некоторых фотолабораториях (которые по необъяснимым причинам называют себя профессиональными, несмотря на
Цветовая шкала Kodak |
Впрочем, в защиту работников фотопечати нужно сказать, что небольшое расхождение по цветам и плотности будет практически всегда на двух фотографиях с одного и того же кадра. Потому как само покрытие бумаги имеет небольшое допустимое расхождение от ГОСТа, и этого достаточно, чтобы подготовленные вами файлы в конечном итоге приобрели немного отличный от запланированного оттенок (при условии, что оператор забыл или не довел до конца процесс калибровки принтера).
Немного о плотности: грубо говоря, это та величина, на которую осветляют или затемняют ваш оригинал. В разных фотолабораториях она колеблется от 4 до 6%. Если честно – это много. Потому для «своих» клиентов (или если очень уж попросят) я печатал, изменив этот параметр до 3–4%: так можно было добиться большей точности изображения. Но вряд ли кто-то будет ради вас менять настройки машины.
Если же вы заказываете фото «с цветокоррекцией», нужно приготовиться к тому, что стандартов нет! Никто не сможет вывести единую формулу для всех и каждого: кому-то нравятся более теплые оттенки, кому-то – более холодные, кто-то любит очень контрастные изображения, а кто-то – плавные переходы цветов и линий. Когда я работал оператором, старался печатать только для тех клиентов, с кем был знаком и с кем вкусы совпадали.
Лучше всего для вас было бы использовать цветовые профили бумаги для графического редактора (обычно эти данные есть в открытом доступе на сайтах фотолабораторий, если нет – позвоните и уточните их). Но не каждый любитель с наскока может освоить использование профилей, да и овладение ими не гарантирует расхождений обработанной вами дома картинки с полученным при печати результатом, если бумага не была откалибрована.
Отстоять свою позицию относительно цветокоррекции вы сможете, если на фото присутствуют фрагменты белого или черного цветов. Например, белая рама окна на снимке с некорректной цветокоррекцией (уж простите за каламбур) будет казаться розовой. Но тут также нельзя забывать об особенностях съемки: занавески могут давать световой рефлекс, и в результате белая рама и в самом деле «превращается» в розовую.
Глобальный вопрос: какого размера готовить снимки для печати?
Во всех фотолабораториях есть точные размеры фотографий, которые вы можете заказать. Зависят они от бумаги, ширина которой: 10,2, 15,2, 30,5, 40,5 см, для машинной печати до формата 30x90. Исходя из этих данных, можно говорить о размере фотографии: например, 10,2х15,2 см.
Таблица стандартных размеров машинной печати
Формат |
Линейные размеры в см |
Размер файла в пикселях |
10 x 15 |
10,2 х 15,2 |
1795 х 1205 |
11 x 15 (соотношение сторон 4:3) |
11,0 х 15,2 |
1795 х 1299 |
13 x 18 |
12,7 х 17,8 |
1500 х 2102 |
10 x 30 |
10,2 х 30,5 |
1205 х 3602 |
15 x 20 (соотношение сторон 4:3) |
15,2 х 20,2 |
1795 х 2386 |
15 x 22 |
15,2 х 22,4 |
1795 х 2646 |
20 x 30 |
20,3 х 30,5 |
2398 х 3602 |
21 x 30 |
21,0 х 30,5 |
2480 х 3602 |
24 x 30 |
24,0 х 30,5 |
2835 х 3602 |
30 x 30 |
30,5 х 30,5 |
3602 х 3602 |
30 x 40 (соотношение сторон 4:3) |
30,5 х 40,3 |
3602 х 4760 |
30 x 45 |
30,5 х 45,7 |
3602 х 5398 |
30 x 60 |
30,5 х 60,0 |
3602 х 7087 |
30 x 90 |
30,5 х 90,0 |
3602 х 10630 |
При разрешении 300 dpi получаются фотографии отличного качества, увеличение данного значения смысла не имеет. Но и тут есть нюанс: на снимках практически всегда будет присутствовать маленькая, просто микронная, но белая полоска. Это уже вина производителя печатных машин, и тут, к сожалению, ничего не поделаешь. Полоска может доходить до 2-х мм (чем больше формат – тем она больше), и в данном случае совет только один: попросить в лаборатории резак и обрезать лишнее. Если же у вас на снимке есть надписи или значимые объекты, расположенные у самого края кадра, переместите их во время предпечатной обработки чуть выше или закажите печать «в рамочке» (в среднем 0,5–1 см со всех сторон изображения).
Царапина на негативе |
Фото-графика: черно-белые вариации
Еще одна вечная проблема фотопечати – черно-белые изображения! Здесь все также зависит от калибровки машины и типа используемой бумаги. Больше шансов получить качественный ч/б снимок с ч/б бумаги. Но она дороже цветной. И, кроме того, все равно нельзя исключать, что фотографии выйдут голубоватого или зеленоватого оттенка. Гамма цветной бумаги богаче, тут все будет зависеть от того, когда калибровался принтер.
Пленка, родная пленка
Напоследок несколько советов настоящим романтикам, тем, кто до сих пор снимает на пленку и доверяет ее проявку и печать специалистам из лабораторий. Путь вашей пленки начинается с проявки. На данном этапе существует три момента, которые могут испортить качество будущих фотографий.
1. Царапины
Причины могут быть разные, но самая ходовая – повреждение при проявке. Когда пленка находится в проявочной машине, она может царапаться о края протяжных валиков (если они сильно стерлись) или о миникристаллы, которые образуются на этих валиках в результате взаимодействия с химикатами. Такие царапины обычно достаточно крупные. Но, к счастью, они не всегда заметны на отпечатках. Пленка может быть поцарапана, и, когда ее вставляют в сливер, эти «ранки» намного мельче, чем в случае, описанном выше, и чаще всего при печати совсем не видны.
2. Пересушка
Иногда из-за халтуры производителя фотоматериалов или по причине передержки в сушильной камере, пленка может оказаться пересушенной. В этом случае она по всей длине скручивается внутрь, что приводит к замятию в принтере при печати или получению достаточно серьезных царапин, и не лучшим образом сказывается на качестве задуманных вами фотошедевров.
3. Разводы
Причина – плохая промывка пленки в стабилизаторе. Такой же эффект разводов будет и при печати! Чтобы «очистить» пленку от разводов, достаточно промыть ее еще раз в стабилизаторе или снова пропустить по полному процессу проявки.
При печати с пленки, не считая пресловутой цветокорреции, может возникнуть три проблемы. Самая частая – когда сканер принтера царапает пленку, причем разницы нет, порезана она или идет целым роликом. Вторая (впрочем, достаточно редкая) – замятие пленки. И третья – вашу пленку могут просто потерять. Рецептов избежать этих неприятностей нет. Единственное, что вы можете, – потребовать компенсации в виде неэкспонированной пленки. Но кадров это, как ни жаль, не вернет!
Слайд-шоу
Ни один принтер не обладает возможностью напрямую печатать со слайдов с адекватной цветовой гаммой (практически
Пыль на негативе |
Будьте внимательны: если между пленкой и сканером попадет пылинка, то потом на фотографиях вы обнаружите белые полосы. Требуйте обязательной перепечатки таких снимков.
Фотография – дело исключительно творческое, работа с фотографиями – тоже. Найти двух людей со схожим цветовосприятием практически невозможно. А восприятие цвета – самая важная особенность при печати фотоснимков. Именно для унифицирования данной особенности придуманы профили печати, но они не всегда и не во всех фотолабораториях есть. И даже если вы использовали их и все сделали по этим профилям технически безупречно, может вмешаться человеческий фактор.
Но, пользуясь профессиональными фотолабораториями, вы снижаете риск того, что с вашими пленками что-то случится или ваши фотографии получатся некачественными. Если вы с чем-то не согласны, проконсультируйтесь по этому вопросу у менеджера (он же приемщик), а если он не сможет удовлетворить вашу потребность в знаниях – попросите пригласить оператора или вышестоящего сотрудника фотолаборатории.
Желаю удачной печати и как можно меньше опечаток (простите, снова не удержался от каламбура)!
Новые комментарии
06.11.2016 10:19
небольшая история про Илону
:) :)
06.11.2016 10:12
Помните ли Я-Ночку ?
spasibo
31.10.2016 18:02
Саратовский мост
111
31.10.2016 17:57
Саратовский мост
?? ????? ?? ???? ?? ??? ?...